Интегративная модель исполнительного функционирования

Интегративная модель исполнительного функционирования

Поделиться

Как стать лучшим генеральным директором в управлении собственной жизнью? Чтобы успешно управлять жизнью, необходимо выработать понимание ключевых принципов управления. Мы зависим от широкого спектра эмоциональных, социальных и когнитивных способностей, организованных в сетях исполнительного мозга. Исполнительный мозг состоит из трех различных нейронных систем, имеющих определенные функциональные роли, историю эволюции и ход развития.

На протяжении большей части 20-го века центральная догма исполнительного функционирования была сосредоточена в основном на познании. Считалось, познание представляет собой особый набор когнитивных способностей высокого уровня, включая рабочую память, решение проблем и абстрактное мышление. Вот почему большинство специалистов по исполнительным функциям используют компьютерные аналогии и блок-схемы, для объяснения работы мозга. Они полностью игнорируют случайный характер потока сознания и ценность вклада тела, эмоций и социальных отношений.

Если функционирование управляется исключительно логикой, то как мы можем знать, что наиболее лучше для нас, и не действовать соответствующим образом? Почему аналогичный набор обстоятельств сегодня кажется управляемым, а завтра невыносимым? Как возможно вернуть теннисный мяч, летящий слишком быстро, чтобы принять взвешенное решение, как его вернуть? Откуда знаем, когда отвечать кому-то сердцем, а не разумом? Что позволяет сделать выбор, кажущийся правильным, а не хорошо выглядящем на бумаге?

Интегративная модель исполнительного функционирования

Исполнительные системы обычно рассматриваются как механизмы нисходящего контроля, но почему они для наиболее примитивных функций, таких как физиологические состояния и рефлекторные реакции на опасность, не могут иметь системы исполнительного контроля, восходящие?

Реальность такова, некоторые действия управляются мышлением высокого порядка, а некоторые – интуитивными восходящими процессами, в то время как на другие влияет чтение окружающих людей и реагирование на потребности в данный момент. Множество потоков информации, направляющих поведение, свидетельствуют, что функционирование зависит от более чем одной исполнительной системы.

Когда открываем разум для расширенных представлений об управляющем функционировании, кажется безопасным сказать, что должны включить в смесь категории эмоционального интеллекта, социального интеллекта и самосознания.

  1. Эмоциональный интеллект должен включать такие области, как способность успешно справляться со стрессом и демонстрировать эмоциональный контроль в сложных ситуациях.
  2. Самосознание будет выражаться в способности заниматься самоанализом, находить баланс между заботой о себе и других, а также в способности брать на себя ответственность за собственные действия.
  3. Социальный интеллект будет включать в себя понимание вещей с точки зрения других и способность испытывать сочувствие, сопереживание и сострадание.

Социальные и эмоциональные способности взаимозависимы точно так же, как внимание, концентрация, речь и память объединяются для организации и управления когнитивными функциями.

Все три области: эмоциональный интеллект, самосознание и социальный интеллект, традиционно исключаемые из обсуждения учеными-когнитивистами, получили как научную, так и культурную поддержку. Безусловно, людям приходится договариваться о повседневном выживании: не прикасайтесь к горячим плитам, не ешьте желтый снег и не подходите слишком близко к краю обрыва. Приходится иметь дело со многими разными людьми, осознавая внутренние переживания, контролируя эмоции и выражая их надлежащим образом. Мы должны управлять постоянными отношениями с собой и другими близкими людьми. Нужно заботиться о себе, параллельно заботясь о тех, за кого несем ответственность.

Пока находимся на ранних стадиях разработки нейродинамической модели исполнительного функционирования, возможно поделиться моделью, используемой при работе с людьми, занимающимися психотерапией и обучением руководителей.

Данная модель объясняет многие аспекты исполнительного функционирования, обычно остающиеся без внимания когнитивных психологов. Предположение состоит в том, что есть по крайней мере три взаимодействующие исполнительные системы, существующие в нейродинамическом равновесии.

Все три сети находятся в исполнительном контроле над различными аспектами функционирования и должны соединяться, интегрироваться и работать вместе для достижения оптимального исполнительного функционирования.

  1. Первая и самая примитивная система, сосредоточенная в миндалевидном теле, отслеживает окружающую среду на предмет безопасности и опасности. Она отвечает за возбуждение, стресс и страх в ответ на угрозу.
  2. Вторая лобно-теменная система организует интеллект, планирование и решение проблем.
  3. Третья – исполнитель, сеть режима по умолчанию (Default Mode Network), дает возможность испытать ощущение себя и установить связь с другими через настройку, эмпатию и сострадание.

Оптимальное исполнительное функционирование – полноценный процесс разума, тела и взаимоотношений, основанный на координации наборов навыков всех трех исполнительных систем.

Задумайтесь на мгновение о данных структурах исполнительного мозга, как они могут быть связаны с руководителем бизнеса. Об успешном генеральном директоре обычно судят в первую очередь по его способности понимать собственную область знаний и принимать правильные решения, основанные на глубоком понимании конкретной отрасли (второй руководитель). Кроме того, он должен уметь регулировать возбуждение, настроение и темперамент, чтобы правильно взаимодействовать с другими (первый руководитель). Наконец, он должен быть в состоянии сохранять самообладание, принимать собственные советы и понимать чувства, потребности и мотивы окружающих (третий руководитель). Трудно добиться успеха в кресле генерального директора, если все три исполнительные системы не функционируют должным образом.

В работе с руководителями возможно найти и решить проблемы, используя трехсистемную модель. Практически у всех специалистов, с кем приходится работать, есть высокофункциональный второй руководитель, знающий отлично отрасль и превосходно справляющийся с когнитивными задачами собственной работы. Если существуют проблемы в областях, наиболее подходящая помощь придет от других экспертов отрасли, имеющих соответствующую квалификацию.

Проблемы, испытываемые многими специалистами, обычно относятся к первой и третьей исполнительным системам. С одной стороны, люди, ведущие борьбу с тревогой, депрессией, а также имеющие трудности с регулированием возбуждения и эмоций (первый руководитель) должны понимать и справляться с нарушением регуляции собственной физиологии и аффективного возбуждения. Эмоциональная неуравновешенность и нестабильность мешают умному и компетентному руководителю оставаться в нормальном состоянии, сосредотачиваться на задаче, рассматривать проблемы в перспективе и сохранять концентрацию на цели. Им будет саботировать их собственная эмоциональная неуравновешенность и страх быть осужденными другими.

Другая группа менеджеров и руководителей борется со способностью сопереживать, настраиваться и понимать точку зрения людей, с кем работают (третий руководитель). Для людей с подобными проблемами основное внимание обучения будет уделяться настройке, эмпатии и социальным навыкам, требующим участия DMN. Люди демонстрируют большую изменчивость в навыках DMN, некоторые находятся в спектре аутизма и лишены некоторых врожденных механизмов, связанных с имитацией, настройкой и симпатией, обеспечиваемых зеркальными нейронами и эмоциональными сетями. Таким людям не хватает некоторых основных строительных блоков эмоционального интеллекта, необходимые для изучения путем наблюдения и механической памяти. Есть еще одна группа с сильной тревогой и неразрешенной травмой, сильно ингибировавшие развитие и функционирование DMN. Для таких людей тревожные расстройства необходимо решать и контролировать, прежде чем DMN сможет вернуться в онлайн и быть доступным для обучения.

На самом деле все стремятся стать руководителями бизнеса собственной жизни. Мы можем спросить себя, что движет повседневной жизнью? Соответствуют ли мотивы долгосрочным целям, или руководствуемся просто воспоминаниями о старых защитах, приводящих к неудаче, несчастью и симптомам, по поводу которых ищем лечение?

Все три исполнительные системы должны быть оценены и затронуты для достижения успешного функционирования. Когда исполнительные системы хорошо развиты и интегрированы, возможно продолжать выполнять задачу и сохранять эмоциональную регуляцию при высоких уровнях сложности и стресса. Баланс эмоций, интеллекта и мудрости отражает оптимальное исполнительное функционирование и то, что мы считаем лучшей версией себя.


Поделиться
Отношения формирующие нас в жизни Previous post Отношения формирующие нас в жизни
Как относиться к критике: ТОП-10 советов психолога Next post Как относиться к критике: ТОП-10 советов психолога