
Как окружающая среда влияет на предпочтение в продуктах питания?
Стресс влияет на пищевые привычки большинства людей: потеря аппетита перед рабочей презентацией, бездумное переедание из банки с мармеладом на работе или нахождение утешения в ванне с мороженым после ссоры с любимым человеком.
Связь между стрессом и едой уходит корнями в эволюционное прошлое. Жизнь не была пикником для предков человека. Считается, что люди развивались в среде, где пищи могло быть мало, а ее доступность колебалась в зависимости от времени года. Чтобы справиться с данной непредсказуемостью, люди разработали стратегию «лучше перестраховаться, чем потом сожалеть». Люди склонны переедать, когда пища доступна, и можем запасать избыточную энергию в виде жира, используемого в случае, когда еда закончится в следующий раз.
Утверждалось, что стресс может спровоцировать поведение при поиске пищи. Острый стресс подавляет аппетит, возможно, потому, что было бы пагубно искать еду в разгар отражения непосредственной угрозы. Напротив, хронический стресс увеличивает аппетит человека.
Хронический стресс возникает, когда в окружающей среде постоянно возникают неблагоприятные условия, такие как опасения по поводу продовольственной безопасности и личной безопасности. Таким образом, хронический стресс вызывает у человека чувство голода, но в то же время побуждает отдавать предпочтение высококалорийной пище.
Энергетически насыщенные продукты, часто содержащие большое количество жира и сахара, что неудивительно, являются незаменимой пищей при хроническом стрессе. Неудивительно, поскольку они вызывают выработку дофамина в центре вознаграждения мозга, вызывая чувство удовольствия и восстанавливая настроение.
Как окружающая среда влияет на предпочтение в продуктах питания?
Исследование, проведенное Джимом Сваффилдом и С. Крейгом Робертсом, изучает, как условия окружающей среды могут изменить предпочтения в еде в отношении широкого спектра продуктов питания различной питательной ценности. В частности, исследователи разработали эксперимент, чтобы проверить, как восприятие суровой и безопасной среды может повлиять на предпочтение различных видов пищи в шести основных категориях продуктов (овощи, фрукты, крупы, молочные продукты, мясо и сладости).
Вот что сделали Сваффилд и Робертс.
Во-первых, попросили участников посмотреть на изображения еды, отображавшиеся на экране компьютера. Затем участники оценили степень, почему хотели съесть каждый продукт. Сделали дважды.
Но вот поворот: участники оценивали, насколько хотели съесть продукты до и после того, как их попросили прочитать отрывок, разработанный для манипуляции восприятия окружающей среды как «безопасной» или «суровой». Отрывок начинался так: «Представьте, что ситуация суровая». Далее в нем описывались условия жизни молодой женщины с точки зрения занятости и зарплаты, социальной поддержки и условий личной безопасности. В жестком сценарии описывался бросивший школу человек с крайне конфликтными семейными отношениями, проживающий в опасном районе.
Что нашли исследователи? Как и ожидалось, сигналы о суровых условиях окружающей среды повысили желательность высококалорийных продуктов, особенно мяса и сладостей. В частности, участникам понравились бекон, печенье, шоколад и масло. Полученные результаты подтверждают мнение, что суровые условия окружающей среды усиливают восприятие нехватки продовольствия, что вызывает поведение при поиске пищи с упором на высококалорийные продукты. В то же время, исследователи обнаружили: безопасный сценарий снижает предпочтение высококалорийной пищи. Поэтому, когда окружающая среда воспринимается как безопасная, снижается тяга к высококалорийной пище.
Авторы отмечают: исследование показало, что признаки окружающей среды могут изменить предпочтения в еде, но не означает, что манипуляции с окружающей средой как безопасной или жесткой обязательно изменят фактическое потребление человеком калорий.