Меняются ли музыкальные предпочтения в зависимости от смены времен года

Меняются ли музыкальные предпочтения в зависимости от смены времен года?

Поделиться

С приближением летнего времени человека может привлечь совершенно другая музыка. Для многих музыка так же важна для человеческого опыта, как еда, вода и дыхание. Распространенность музыки в повседневной жизни трудно переоценить. Люди слышат музыку повсюду: дома, в спортзале, на вечеринках и в магазинах, она служит саундтреком к реальной жизни.

Какую музыку люди предпочитают слушать, когда и почему музыкальные предпочтения меняются?

Связь между сменой времен года и музыкальными предпочтениями была в центре внимания исследования, проведенного психологом Терри Петтиджоном. Он и его команда утверждают, что одна из причин, почему люди меняют плейлисты, может быть связана со сменой времен года, в том числе с переходом на летнее время.

Исследователи основывали научное исследование на предыдущем исследовании, где изучалась взаимосвязь между предпочтениями популярной музыки и гипотезой экологической безопасности – теорией, утверждающей, что люди предпочитают контент, являющийся наиболее зрелым и значимым, когда сталкиваются с угрозами в окружающей среде.

Результаты показали, что со временем, когда социальные и экономические условия стали наиболее угрожающими (что влекло за собой высокий уровень безработицы, низкий уровень рождаемости, высокий уровень убийств, низкий располагаемый личный доход и т.д.), песни года номер один в Billboard звучали медленнее и длиннее. Песни наиболее утешительные, романтичные и несущие большее значение были гораздо популярны.

Считается, что неторопливые, задумчивые и наиболее успокаивающие песни предпочитались в трудные времена. Потому что песни резонировали с внутренним опытом слушателей и в конечном итоге помогали лучше справляться с трудностями. Верно и обратное. Люди предпочитали быструю, наименее утешительную и менее серьезную музыку в периоды, когда экономические и социальные условия были в целом стабильными и свободными от угроз, что отражало приподнятый дух времени.

Основываясь на данных выводах, Петтиджон и его сотрудники задались вопросом, можно ли применить гипотезу экологической безопасности к смене времен года и, в свою очередь, объяснить, почему музыкальные предпочтения меняются в зависимости от времени года. С технической точки зрения времена года отмечают изменения в календарном году в зависимости от погодных условий и продолжительности светового дня. В Соединенных Штатах июнь, июль и август (т.е. лето) являются самыми жаркими месяцами с наибольшим количеством светового дня. Напротив, ноябрь, декабрь и январь (т.е. зима) – самые холодные месяцы с наименьшим количеством светового дня.

Исследователи утверждают, что смена времен года порождает различные физические и психологические задачи, эмоции и проблемы. Люди видят изменения повсюду вокруг себя. Животные впадают в спячку и мигрируют с приближением зимы, в то время как растения и растительность процветают весной и летом и увядают осенью и зимой.

А для студентов колледжей, участников исследования, осень возвещает начало учебного года. Прошли беззаботные летние дни, когда школы не было. При переходе на летнее время часы «отступают», крадут час дневного света, что может показаться потерей драгоценного времени. С зимой приходят низкие температуры, короткие дни и, во многих местах страны, снег.

Петтиджон и его сотрудники утверждают, что сезонные изменения могут привести к эмоциональным изменениям, включая депрессию или сезонное аффективное расстройство. Принято считать, что сезонное аффективное расстройство во многом связано с уменьшением освещенности. Суровость зимы иногда может изолировать людей.

Другими словами, в соответствии с Гипотезой экологической безопасности, условия осенью и зимой становятся наиболее угрожающими. Весной, однако, другая история. Означает новое начало, и когда часы «прыгают вперед», люди получают дополнительный час дневного света. Время национальной традиции «весенних каникул», когда толпы студентов спускаются на пляжи и веселятся в удовольствие. Когда ученики вступают в лето, они наслаждаются солнечным светом и общественной деятельностью и наслаждаются перерывом в школе.

Влияют ли сезонные условия на музыкальные предпочтения?

Чтобы изучить данный вопрос, исследователи разработали два исследования для проверки собственных гипотез в разных географических регионах и участникам сказали подумать о различных сезонных условиях.

В исследовании 1 студенты колледжей с северо-востока США сообщили о музыкальных предпочтениях после прочтения сценария зимних или летних сезонных условий.

Исследование 2 по существу повторило и расширило исследование 1, но использовало выборку студентов из юго-восточных штатов США. Здесь исследователи распределили участников по одному из четырех условий – осень, зима, весна и лето – и попросили описать типичный день в течение каждого из четырех сезонов.

Исследователи хотели не только сделать пик сезона наиболее личным для участников, но и расширить возможности обобщения результатов. Исследователи хотели выяснить, изменятся ли музыкальные предпочтения в регионе страны, где времена года не так ярко выражены, как на северо-востоке. На юго-востоке США занятия в университетах заканчиваются в апреле, а студенты уходят на «летние каникулы» в весенние месяцы мая и июня, до официального начала лета. Таким образом, весна и лето для студентов в части страны могут быть объединены в одну кучу.

В обоих исследованиях, после пика сезона, участников попросили выбрать одно из четырех музыкальных предпочтений, больше всего нравящихся слушать, если бы описанный сценарий действительно происходил в реальной жизни, согласно классификации краткого теста музыкальных предпочтений (Short Test of Music Preferences (STOMP)):

  • Рефлексивные и сложные (классика, блюз, фолк и джаз).
  • Интенсивный и бунтарский (альтернатива, рок и хэви-метал).
  • Оптимистичные и обычные (кантри, религиозные, поп-музыки и саундтреки/тематические песни).
  • Энергичный и ритмичный (данс/электроника, рэп/хип-хоп и соул/фанк).

Что нашли следователи? Обе группы студентов предпочитали блюз, джаз, классическую и фолк-музыку (ритмично) в летние месяцы. Пристрастие к наиболее сложной и серьезной музыке в суровые и угрожающие периоды осени и зимы и к живой, активной, энергичной и ритмичной музыке в менее обременительные весенние и летние сезоны, изобилующие общественной активностью, остается совместимым с предыдущими и прошедшими периодами.

Петтиджон и его коллеги утверждают, что исследования имеют практическое значение. Например, могут помочь предсказать, когда потребители с наибольшей вероятностью будут покупать музыку определенных жанров, или наиболее выгодное время для исполнителя и/или его звукозаписывающих компаний для продвижения определенных типов музыки.

В частности, баллады могут быть популярны осенью и зимой, а танцевальная музыка может пользоваться большим успехом весной и летом. Аналогично маркетологи могли бы получить больше преимуществ, продвигая собственные продукты с использованием разных жанров музыки в зависимости от сезона, например, связывая забавные особенности продукта с энергичной музыкой летом.

Исследователи утверждают, что прослушивание музыки можно сочетать с когнитивно-поведенческой терапией для борьбы с симптомами сезонного аффективного расстройства. Осенью и зимой люди привыкли слушать задумчивую и сложную музыку, однако такое интроспективное содержание может усиливать изоляцию и депрессию, сопровождающие подобное состояние. По мнению авторов, прослушивание бодрой и энергичной музыки может помочь уменьшить некоторые из негативных эффектов и улучшить настроение.


Поделиться
Психология дарения подарков: ТОП-3 совета как найти идеальный подарок Previous post Психология дарения подарков: ТОП-3 совета как найти идеальный подарок
Что подпись говорит о личности человека Next post Что подпись говорит о личности человека?