Почему чувства свобода воли и контроля так важны для людей

Почему чувства свобода воли и контроля так важны для людей?

Поделиться

Более 50 лет назад Брем предложил «теорию психологического реактивного сопротивления», посредством эмпирических исследований раскрывающую нечто глубокое в человеческом поведении. Брем определил условия, где люди испытывают глубокое принуждение к обретению свободы. Каковы условия, где все происходит? Люди выражают потребность вновь заявить о себе, когда чувствуют, что свободы находятся под угрозой или потеряны, когда возможности ограничены, когда сталкиваются с последствиями, потому что кажется, что совершенно нет выбора.

Начиная с 50-х и 60-х годов, исследователи начали направление работы, определившее психологическую необходимость чувства свободы воли (чувство, что люди являются теми, кто вызывает изменения, переживаемые в себе и окружающем мире), и чувство контроля (ощущение, что именно человек можем надежно определить желаемые результаты или избежать нежелательных). Свобода воли и контроль выражаются в собственном бытии и в окружении. Людям нужны и свобода воли, и контроль, чтобы функционировать здоровым образом. Историческое наследие контроля тесно связано с прогнозированием и причинно-следственными связями.

Как связаны данные разные понятия? Основная точка зрения, предложенная в начале психологической истории, заключается в том, что свобода действий и контроль встроены во все когнитивные операции, взаимодействующие с условиями неопределенности, потому что они необходимы для уменьшения неопределенности. Что означает?

Неопределенность проявляется во многих формах. Есть пределы знания, что произойдет в будущих состояниях мира. Есть пределы знания, как будут вести себя окружающие люди и каковы их намерения. Существуют пределы в определении надежности информации, в настоящее время располагаемой для принятия решений. Есть и другие типы неопределенностей, но перечисленные, дают достаточно информации о широком диапазоне.

Чтобы бороться с опытом неуверенности, в распоряжении есть набор психологических процессов, помогающих значительно уменьшить столкновение с постоянным состоянием неопределенности. Начнем с того, что мыслительные операции (память, восприятие, рассуждение, принятие решений, решение проблем, обучение) работают из основных строительных блоков, каузальных представлений.

Каузальные представления дают многое бесплатно. Они структурируют и упорядочивают опыт, логически связывая его с причинами и следствиями, несут в себе временной и пространственный код (т.е. когда и где произойдет следствие после того, как причина будет обнаружена). Когда причинно-следственные связи происходят регулярно, можно научиться предвидеть дальнейшее развитие событий, возможно научиться контролировать происходящие события. Подобные действия человека значительно усиливают ощущение присутствия свободы воли. Можно видеть демонстрации права с самого начала.

Сенсорный мир ребенка представляет собой тщательно продуманный беспорядок, и трудно понять происходящее. Другими словами, мир ребенка очень неопределенный. Но, малыш быстро начинает инициировать собственные причины. Подобные случаи имеют предсказуемые последствия. В какой-то момент появится большое вырисовывающееся лицо, дающее, что понравится: еду, утешение, улыбку, успокаивающий звук.

Чем быстрее усваиваются причинно-следственные связи, тем быстрее ребенок может управлять собственным миром. Означает, ребенок является мастером достижения желаемых результатов практически по собственному желанию. Вещи начинают становиться немного более дестабилизирующими для ребенка, когда вещи меняются и последствия (появляется заботливое лицо) не всегда происходят, когда имеют место причины (долгий плач).

В целом первый опыт человека в мире включает в себя формирование каузальных представлений, связанных с собственными действиями, производящими понравившееся вещи, или уменьшающими, что нравится (т.е. поведением в соответствии с правилами домашнего хозяйства, чтобы избежать наказания). Люди развиваются, ориентируясь в мире таким образом, и наращивают опыт контроля и чувство свободы воли от взаимодействия с миром.

Связывая действия с событиями, позже переживаемые, человек может продвигаться в мире как автономное существо. Люди способны расширять собственные возможности, создавая цели, уменьшающие неопределенность, проецируя в будущее состояние понравившегося мира. Люди начинают планировать и координировать действия, постепенно приближающие к цели, поддерживающие или превышающие ее.

Между людьми существуют огромные различия в общей терпимости, испытываемой к нарушениям предполагаемых свобод, и к тому, где нарушения происходят. На самом деле, многие достаточно многое забывают. Но людей объединяет что-то исключительно психологически основное. Независимо от порога угроз для контроля, когда он превышен, люди реагируют, и иногда таким образом, что общество может считаться несоразмерным первоначальному нарушению.

Существуют правовые и регулирующие механизмы, предназначенные для защиты прав и свобод, но даже без данных систем психологические операции пытаются восстановить автономию как в малой, так и в значительной степени.


Поделиться
Быстрое или медленное мышление: страдают ли люди синдромом двоемыслия Previous post Быстрое или медленное мышление: страдают ли люди синдромом двоемыслия
Верят ли люди в психологию манипулирования поведением в реальной жизни Next post Верят ли люди в психологию манипулирования поведением в реальной жизни?