Почему нужно скептически относиться к идее подсознательной рекламы

Почему нужно скептически относиться к идее подсознательной рекламы?

Поделиться

Почему нужно скептически относиться к идее подсознательной рекламы? Большинство людей и глазом не моргнули бы, если бы известные психологи (Канеман, автор книги «Думай быстро и медленно») или экономисты (Талер и Санстейн, авторы книги «Подталкивание: улучшение решений о здоровье, богатстве и счастье») сказали им, что для многих в бодрствующей жизни бессознательное находится за рулем, делая выбор в отношении, какой пенсионный план взять, есть заниматься спортом или нет.

Почему нужно скептически относиться к идее подсознательной рекламы?

На самом деле идея бессознательного, влияющего на чье-либо поведение, настолько укоренилась в повседневном понимании самих себя и других, что большинство не может представить себе никакого другого способа мышления о поведении. Кажется, интуитивно простой идеей: иногда люди делают что-то, основываясь на интуиции, а иногда делают что-то только после тщательного обдумывания решений.

В последнее время научное сообщество довольно критично относится к народной психологической идее, что бессознательное обычно находится за рулем. Многие подтверждающие данные психологических исследований оказались либо недействительными, либо ненадежными, либо и тем, и другим. Вопреки народному пониманию мира, продолжающему укрепляться многими известными исследователями, достоверные и воспроизводимые данные из психологии предполагают, что сознательный разум, с разной степенью внимания, на самом деле находится в том, что находится за рулем.

Вера, что бессознательное управляет большей частью действий, идет рука об руку с верой, что бессознательным можно легко воспользоваться. Подсознательная реклама является хорошим примером. В частности, относится к представлению материала со скоростью, не поддающейся сознанию (примерно 7-14 миллисекунд), но все же оказывающей влияние на поведение. Считается, когда люди, например, смотрят фильм в кинотеатре, мелькают сообщения, предписывающие «купить попкорн», а затем, к концу фильма, люди пошли покупать попкорн.

Корень данного распространенного мнения основан на исследовании Викари, проведенном в 50-х годах, но доказательства были полностью сфабрикованы. На сегодняшний день, основываясь на лабораторных экспериментах, нет убедительных доказательств, что если представляете изображения/сообщения ниже уровня сознательного обнаружения, то они надежно изменят покупательское поведение людей или любое другое значимое поведение.

Когда представляют детали студентам бакалавриата, и обсуждают последствия, в конце лекции спрашивают: «Что теперь думаете о подсознательной рекламе?» Большинство по-прежнему придерживается мнения, что рекламодатели могут манипулировать бессознательным, заставляя покупать ненужные вещи. Важное указание, во что люди хотят верить. Почему люди хотят верить, что возможно манипулировать таким изощренным способом, когда имеющиеся на сегодняшний день данные говорят, что подобное невозможно?

Важно рассмотреть, что на самом деле влечет за собой убеждение такого рода. Означает, что признаем: организации, созданные для влияния на покупательские привычки, могут использовать методы манипулирования людьми без сознательного ведома. Получается на каком-то уровне люди не контролируют собственные решения. Если люди не знают, на чем основаны решения, не могут контролировать основанные на решении действия, то, получается, они не несут ответственности за собственные действия.

Почему подобное должно кого-то волновать? Есть много причин для беспокойства, но чрезвычайно важным является, для чего конкретно в итоге используется идея. Если согласиться с надежными (но не воспетыми) научными доказательствами, что, например, нет хороших доказательств существования подсознательной рекламы, то народное представление необходимо изменить. Люди должны признать, когда речь идет о покупательских привычках, они прекрасно осознают, что делают, и у них есть средства сознательно контролировать собственное поведение.

Если люди примут ошибочные (но широко разрекламированные) доказательства, то нужно сохранить народную идею нетронутой. В итоге люди будут продолжать признавать, что находятся во власти прихотей организаций, способных контролировать разум.


Поделиться
Как объяснить совпадения с когнитивной точки зрения Previous post Как объяснить совпадения с когнитивной точки зрения?
Почему люди часто думают именно о том, о чем пытаются не думать Next post Почему люди часто думают именно о том, о чем пытаются не думать?