Теория личности Зигмунда Фрейда

Теория личности Зигмунда Фрейда

Поделиться

Теория личности Фрейда состоит из уровней сознания, природы человека и источника человеческой мотивации, структуры и развития личности.

Уровни сознания по Фрейду

Фрейд утверждал, что существует три уровня сознания (сознательное, предсознательное и бессознательное).

  1. Сознательный разум – тип личности, переживаемый в повседневном взаимодействии с окружающим миром, другими словами, осознаваемый в любой момент времени – сознание.
  2. Предсознательное находится между сознательным и бессознательным. Предсознательное содержит мысли и чувства, в данный момент неосознаваемые, но способные переходить из бессознательного в сознательное.
  3. Бессознательное – невозможно осознать, потому что бессознательный ум содержит мысли и чувства, забытые либо по неважным или угрожающим причинам. Фрейд назвал данный процесс удержания материала – бессознательное «вытеснение». Иногда вытеснение может ослабить материал, ранее представляемый как бессознательный, в сознательный.

Фрейдовское объяснение либидо

Под влиянием Дарвина Фрейд интересовался объяснением поведения. Он считал, что каждый ребенок рождается с определенным запасом психической энергии, называемой либидо. По Фрейду, либидо становится основой половых влечений взрослых. В подходе к развитию Фрейд описал два основных инстинкта или побуждения:

  1. Сексуальные влечения, возбуждаемые либидо.
  2. Жизнеутверждающие побуждения, такие как голод и боль.

В 1920 году Фрейд предложил инстинкт смерти (танатос) и поддержал идею, что все человеческие существа обладают данным инстинктом, впоследствии определенным как желание умереть.

Структура личности Фрейда

Фрейд описал личность в терминах трех структур, используемых для удовлетворения инстинктов: Ид, Эго и Супер-Эго.

  1. Ид является источником инстинктов и импульсов. Оно бессознательно стремится к немедленному удовлетворению биологических потребностей и является источником психической энергии (либидо).
  2. Эго – ментальная структура, приспосабливаемая к реальности и улаживающая конфликты между Ид и Супер-Эго.
  3. Суперэго представляет ограничения общества и порождает вину и идеал эго.

Поведение порождается конфликтами в результате взаимодействия ид, эго и суперэго. Конфликты вызывают тревогу, и, чтобы справиться с тревожностью, люди используют защитные механизмы.

Защитные механизмы

Ряд защитных механизмов был обнаружен Фрейдом и его дочерью.

Защитные механизмы: вытеснение, отрицание, проекция, формулирование реакции, рационализация, конверсионная реакция, фобическое избегание, замещение, регрессия, изоляция, разрушение и сублимация.

Стадии развития Фрейда

По Фрейду, личность развивается через пять психосексуальных стадий.

  1. Оральная стадия (от рождения до 18 месяцев) – стадия, где удовлетворение сосредотачивается на кормлении грудью. В процессе вскармливания, рот считается объектом удовольствия для младенца.
  2. Анальная стадия (от 18 месяцев до 3 лет). Данная стадия психосексуального развития, где удовлетворение происходит от удержания и выделения фекалий (здесь младенец находит чувственное удовольствие от дефекации, а родители делают акцент на приучении к туалету).
  3. Фаллическая стадия (от 3 до 6 лет). На третьей стадии развития, удовлетворение сосредоточено на манипулировании гениталиями. Согласно Фрейду, может происходить Эдипов комплекс (мальчики влюбляются в мать и чувствуют угрозу со стороны отца) и Электра – комплекс (девочки влюбляются в отца и воспринимают мать как угрозу). Симптомы возможно появляются, но Фрейд расплывчато говорил о комплексе Электры и уделял больше внимания Эдипову комплексу. Поэтому Фрейд вводит зависть к пенису, где девочки завидуют мальчикам из-за области гениталий, и страх кастрации, где мальчики обеспокоены мыслью, что отец потеряет собственный пенис.
  4. Латентная стадия (от 6 до 12 лет). На четвертом этапе, сексуальные влечения, по-видимому, снижаются. Дети склонны заводить дружбу с детьми идентичного пола, и начинают вовлекаться в социальные взаимодействия.
  5. Генитальная стадия (от 12 до 18 лет). Последняя стадия вновь пробуждает сексуальный интерес ребенка. Удовлетворение сосредотачивается на сексуальной привязанности к партнеру противоположного пола; в нормальном развитии.

Вопросы теории личности Зигмунда Фрейда

Теория Фрейда повлияла на многих психоаналитиков, но были выявлены определенные проблемы. Свидетельства Фрейда получены от пациентов, но он не вел записей. Фрейд использовал собственную память, что не является правильным способом сбора качественных данных. Следовательно, Фрейд подвергался критике за достоверность информации. Таким образом, некоторые аспекты теории Фрейда недостаточно хорошо объяснены, к примеру, оральная стимуляция и структура личности.

Таким образом, оральная и анальная стадии личности были рассмотрены и показали лишь небольшое количество свидетельств, подтверждающих Эдипов комплекс, в то время как подтверждения комплекса Электры не было. С некоторыми исследованиями Фрейда связаны методологические трудности, поэтому большая область работы остается непроверенной.

Что касается сексуального влечения, Фрейд заявил, что людей есть определенные переживания из детства, но некоторые не говорят о них или забывают. Возможно, поэтому было мало подтверждающих свидетельств комплексов.

Теория Фрейда считается скупой. Его работа привела к огромному прогрессу в лечении психических заболеваний, но постоянно ведутся споры об эффективности психоанализа как лечения. Фрейд сосредотачивается на бессознательном, игнорирующем социальный мир, где взаимодействуют люди, показывая узкую основу для объяснения поведения.

Фрейд поддерживал идею, что люди действуют рационально, но почти полностью сосредоточился на иррациональной стороне человеческой природы.


Поделиться
Самоотверженность: истинное начало общества и культуры Previous post Самоотверженность: истинное начало общества и культуры
В современном обществе меньше думают об одиноких людях, чем о женатых Next post В современном обществе меньше думают об одиноких людях, чем о женатых